Commander! Он же Elder Dragon Highlander (EDH)!
Знакомство с форматом и мысли о нём...
Хотела ☺☺☺ рассказать всем о формате «Commander» (Командир) и о том, как я сама прониклась им два года назад. Командир, как формат симпатичен на данный момент огромному количеству любителей Mtg. Существует огромное количество фартовых, любимых и ненавидимых командиров в Commander / Multiplayer EDH. Кто-то их любит ранжировать по уровню силы, кто-то по крутым или необычным свойствам, а кто-то чисто любит комбить своего командира или парных с картами в деке. Вообще в деке может быть и два командира (парных), если у обоих из этих командиров есть в описании способность «Partner», а также командиром может стать и Planeswalker (мироходец), если у него есть способность, которая позволяет это. Говоря о самом формате, которые многие относят к главному в Magic: the Gathering, стоит отметить его красочность и уникальность. Сам по себе он представляет казуальный нетурнирный мультиплеерный формат, в котором играют колодами в сто карт, собранными вокруг легендарного существа — Вашего командира колоды. Именно вокруг него и его цветовой принадлежности собирается колода, а так же по способностям и механикам цветов. Ещё обязательной вещью является правило цветовой идентификации. То есть все карты в колоде должны быть в цветовой палитре командира (-ов). То есть при использовании командиров-партнёров разрешены карты в цветах обоих из них. Цветовая идентификация объявляется игроком в начале игры и действует всё время, даже если командир не находится на поле боя или в командной зоне.
Основная колода должна быть не более ста (!) карта с учётом Вашего командира, она должна быть собрана строго по правилу синглтона (по одной копии каждой карты, за исключением базовых земель и тех карт, которые содержат у описании текст, снимающий это ограничение). А также не должен использовать никакой сайдборд, он банально просто не предполагается. Начальное количество жизней у каждого из игроков в мультиплеерном Commander’е равняется 40 жизням. Формат «Все против всех» 😈 для нескольких игроков предусматривает участие от 2 до 6 игроков. Соответственно всегда все командиры начинают игру в зоне командования, а игроки делают ходы по часовой стрелке. Выигрывает игру последний оставшийся в живых игрок. Также за время партии, если какой-либо из командиров нанесет какому-то игроку в общей сложности 21 боевое повреждение, тот игрок сразу же проигрывает партию. То есть перемещение командиров между зонами стоит обязательно отслеживается (например, если один игрок получает контроль над командиром другого игрока, повреждения от этого командира продолжают считаться для данного правила 21-го 😌 боевого повреждения).
Ещё не надо забывать и про привило от свойства «Infect», которое также не допускает наличие более 10-ти «Poison» каунтеров на игроке (это автоматическое поражение для игрока).
Важный момент ещё и в том, что выбор командира 🤠 накладывает ограничение на остальные карты в колоде. Во-первых Вы обязаны использовать цветовую идентификацию: карты в колоде не должны иметь цветов, которых нет в манакосте на карте командира и в его символике маны в тексте способностей. То есть бесцветный командир (без цветов в тексте) позволяет использовать только бесцветные карты («Devoid» карты тоже нельзя класть в такую колоду). А в любых же цветных командиров можно без каких-либо проблем использовать бесцветные карты. Скажем любое допустимое число артефактов.
Кстати, все фечки не содержат в тексте ни обязательного упоминания типа базовых земель, ни содержат символов маны в тексте способностей, что говорит о том, что они ложатся в любую колоду. При этом текст внутри описания способности не влияет на командирскую цветовую идентификацию. Цветовая же идентификация карт в колоде с содержанием фирексийской маной определяется по тому цвету, который она заменяет.
Каждый игрок начинает игру со своим командиром в командной зоне. Это такая дополнительная 👻 игровая зона, помимо библиотеки, кладбища, руки, поля боя, стека для спеллов и области изгнания карт, где могут находиться некоторые объекты и спеллов. В нашем случае там может находиться командир колоды. Именно из этой зоны его и можно разыграть игроку.
Если происходит ситуация, что командир должен попасть в руку, замещаться в библиотеку, лечь на кладбище или быть изгнан из игры, то игрок может переместить его в командную зону. Это является неким эффектом замещения. И при этом, если колода построена на работе с кладбищем или с ремувлом из вне, то можно класть командира в нужную зону. Командира можно разыграть из зоны командования за его нормальную стоимость плюс две (+2 колорлесс бесцветной маны) дополнительные маны за каждый предыдущий раз, когда он был разыгран из командной зоны в этой партии. Доплата 🤑 за розыгрыш командиров-партнёров из командной зоны считается независимо для каждого из них. Это очень важно помнить! Можно вообще положить в колоду сразу двух парных командиров, но при это разыгрывать именно одного нужного, а второй будет служить только для цветовой идентификации колоды, чтобы использовать полезные карточки в его цветах из манакоста.
В ходе партии игрок может атаковать абсолютно любого другого игрока (вне зависимости от его места за столом) и в ходе одной атаки может атаковать даже нескольких игроков одновременно. Важно не забывать, что Командир — это чисто фановый 🤗 формат для игры, поэтому важно получать именно удовольствие от неё. Задача не просто всех убить, а просто хорошо провести время в кругу друзей. Поэтому во многих комьюнити и лигах считается плохим тоном составлять слишком «злые» (Бурновые, ЛДшные, чисто Контрольные, Призн-колоды, Сторм-колоды или иные стереотипные) или безидейные колоды. Если Вы начнёте всё просто крушить и топить, то против Вас запросто объединятся все другие участники партии и постараются убить первым. В таких случаях Вы просто навлечёте на себя агрессию всех остальных игроков и даже, если Вы всё равно выиграете, то потом с Вами просто не захотят с играть данный формат.
Основное правило для тех, кто составляет командирские колоды - ни одна колода не сможет играть без сбалансированных источников маны. И для Командира есть целая серия земель, заточенных именно под вашу цветовую палитры и чисто двойные земли для разгона. Ниже как пример представлю некоторые известные и популярные:
Играйте в удовольствие и не забывайте о том, что завещано в фильме «Горец»: Должен остаться только один! 😁😁😁
Ваша цель сокрушить всех Ваших соперников, используя продуманную стратегию, собственное мастерство, мощь командира(-ов) и карты в своём распоряжении. Выигрывает последний игрок, оставшийся в партии. Стремитесь стать таким.
PS: сама я играю колодой на 🐕 Pako, Arcane Retriever с 🧔 Haldan, Avid Arcanist.

- 1 Blasphemous Act
- 1 Broken Bond
- 1 Chain Reaction
- 1 Cultivate
- 1 Earthquake
- 1 Enter the Unknown
- 1 Explore
- 1 Grow from the Ashes
- 1 Journey of Discovery
- 1 Kodama's Reach
- 1 Mind Spring
- 1 Nylea's Intervention
- 1 Preordain
- 1 Rampant Growth
- 1 Relentless Assault
- 1 Savage Twister
- 1 Seize the Day
- 1 Summer Bloom
- 1 Temporal Mastery
- 1 Temporal Spring
- 1 Urban Evolution
Очень она меня радует и достаточно хорошо показала себя в бою. 😎🎖