Пришла пора Historic'у блистать яркими красками!
Вводная информация по формату, обзор фановых и популярных колод, а также мусли о будущем метагейме.
Многие игроки уже давно открыли для себя онлайн формат 🏆 Historic’а (далее этот формат просто будем звать Хисторик), в котором отсутствует ротация, как в Модерне или Легаси. В этом замечательном формате игроки в праве использовать карты любого сета, доступного в MTG Arena на текущий момент. Причём постепенно планируется поддерживать Хисторик не только для Арены, но и в реальной жизни. Несмотря на то, что кардпул Хисторика весьма обширен, он пока всё-таки не имеет огромного количества топовых стейплов и ключевых карт из всеми почитаемого Модерна. Сверх играбельных карт в нём пока не хватает или они просто не ещё доступны (как те карты, которые должны вот-вот появиться). Разумеется Визарда 🧙 искали плавный способ добавить популярные блоки и необходимые старые карты в Арену. Это решение было принято ими потому, что стандарт полностью всех устраивал и им хотелось создать что-то чуть более сложное и интересное для игроков. Так и вышел в свет Хисторик, который по состоянию на данный момент можно смело назвать успешным. Существует в метагейме масса интересных колод, что говорил о том, что в формате есть некий баланс и явно доминирующих дек с нем пока ещё нет. Разумеется когда выйдет больше сетов и пул карт Хисторика расширится возможно появление неких паразитирующих комбо-колод и/или массовые агро 👿. Пока же с этим всё спокойно, так что рассмотрим наиболее популярные нынче деки и несколько фановых составов:
Колода, которая брала своё начало, как абсолютно фановая, но как оказалось позднее - она способна на многое. Речь идёт о "Сборных Рыбах" 🐟 (Fishies-Collected Company), которые представляют собой двухцветный UG билд Мерфолков с манновым разгоном.

Мерфолки никогда не чувствовал себя досточно уверенно в Хисторике, поскольку у них не было их классического представителя в лице 🐬 Лорда Атлантиды (Lord of Atlantis), но настало время глобальных изменений! С приходом Повелителя Жемчужного Трезубца (Master of the Pearl Trident) и действенного Вожака Мерроу (Merrow Reejerey) стала складываться картина того, что жизнеспособность колоды выходит на новый уровень. Ну а контры в лице Memory Lapse помогут отменить нежелательный спелл (в неподходящий момент) и немного притормозить оппонента, так как по сути он пропустит этап получения новой карты.
В данный конкретный момент в Хисторике всё еще не хватает нескольких частей пазла, которые бы помогли нам оперативно подбросить Остров оппоненту и сделать летальный забег (речь идёт о чём-то вроде 🦠 Spreading Seas, который позволял взять карту и сразу же давал возможность сделать летальный забег). Вдобавок ко всему, Мерфолки теперь могут получить ускорение по манне (от способности «Conjuring») благодаря карте Shoreline Scout! А с помощью Киры или Кумены колода запросто сможет защитить существ или устроить же просто устроить оборонительную манеру игры при затянувшейся партии.
Карта Shoreline Scout на самом деле очень хороша для Мерфолков со Сборной Ротой в основе, поскольку она может превратить в моменте любого из ваших ненужных мерфолков в 🏝️ Тропический Остров (Tropical Island). Этот эффект крайне полезен, когда нашей колоде нужна дополнительная мана для розыгрыша Роты (тем более когда для этого требуется именно зелёная мана). В целом колоды на Мерфолках определенно становятся сильнее, она явно доставит много удовольствия любителям этого типа существ! Тут скорее всем нам просто нужно подождать ещё некоторое время, чтобы метагейм наполнился постепенно сильными картами, что сильно повысит конкуренцию колод и создаст большое поле для выбора. Ну и касательно сайдборда тут дело вкуса, уж очень много разных мнений существует на этот счёт, так что этот аспект оставлю без особого внимания.
Вообще в данный момент прослеживается явный тренд в формате для колод, карты которых не превышают манакост в 3 (!) маны. Это связано зачастую с условными билдами под Лурруса из Логова Грез или той же самой Сборной Роты (под которую кладутся непосредственно такие существа), но порой сама колода предусматривает существ и спеллы с небольшой стоимостью манакоста (как Стомпя 🐻 или Эльфы 🧝).
Если с эльфами и моно зелёной колодой всё еще более-менее понятно и тактика их ясна (быстро плодимся, бегаем, сдерживаем оппонента и в итоге мочим его большими бивнями или делаем забег напролом чудищем), то вот с Луррусум не всё так однозначно.
Начнём именно с Эльфийской колоды, актуальный состав которой будет приведён ниже:

Современный эльфийский билд в Хисторике получается достаточно агрессивным и действенным. Состав этой колоды очень сильно напрягает контроли, так как в мейне лежит комплект 🦕 Allosaurus Shepherd, который по сути может с начальной руки может перевесить в вашу пользу преимущество в игре. Да и в целом карты типа Итлимокские Ритуалы Роста/Итлимок, Колыбель Солнца (Growing Rites of Itlimoc/Itlimoc, Cradle of the Sun) и Elvish Archdruid, с так называемым эффектом Гайки (Gaea's Cradle) сильно облегчают игру, когда необходимо налить много маны для финального забега от Мастера Битвы, 🦛 Бегемота или Аллозавра.
"Если же отмечать одноцветную Стомпю, то тут схема игры немного отличается, так как она предполагает именно активное развитие и агрессивный напор на первых парах.

В колоде для этого лежит Коллекционер Шкур 🤗 (Pelt Collector), который начинает сильно расти, если смог лечь на первый ход и тем самым оперативно спаивает хиты оппонента. Очень хорошо ложатся в колоду и недавно пришедшие Предводительница Стаи Вервольфов 🐺 (Werewolf Pack Leader) и Логово Гидры (Lair of the Hydra) из "Приключений в Забытых Королевствах". Первая создаёт кардэдвантедж и при этом сама имеет достаточно сильные показатели атаки и защиты, а вторая карта - это идеальный вариант земли, которая в нужный момент может стать важной атакующей единицей. Ну и куда же без Сборной Роты, которая сильно улучшает ситуацию с существами на столе и Трупоедная Слизь 🐛 (Scavenging Ooze), которая чистит кладбище оппонента (как правило) и сама при этом растёт.
В целом такой билд стабильно начинает, хороша в середине игры, но, увы, на практике оказывается, что массовый ремувл 😫 и мейновые заточки некоторых оппонентов могут сильно подкосить нашу колоду.
Теперь настало время обсудить Хисторик колоды с Луррусами 😸 в основе. Тут приходят на ум сразу такие колоды, как красно-чёрный билд с Кроксами и Арканистами, а также бело-синяя колода на Аурах. Обе из них вполне играбельны в формате и имеют большое количество тех, кто ими пилотирует в Арене. Но каждая из них имеет определённые сложности и неоптимальные карты в составе. Тут зачастую важен расклад в начальную руку и то, какая именно колода досталась в оппоненты.

Рассмотрим RB вариант. В нём полно грамотного ремувла, хорошего дискарда (вместе с Кроксой) и при этом под 🐆 Лурруса имеется грамотно подобранное количество пермаментов с манакостом менее 2-х ман. Деревенские Обряды дают кардэдвантедж, а Арканист 😈 помогает быстро прокручивать дешёвые спеллы с кладбища.
Колода достаточно стабильная, но вот в середине игры может увязнуть, так как если обороняющийся оппонент дожил до момента, когда на столе он смог выложить много жирных существ, то нашей колоде придётся очень туго. В остальных вариантах при молниеносном дискарде и быстрой чистке 🗣 стола есть возможность оперативно убить Кроксой и иными малышами или токенами от Пиромансера.
Бело-синяя версия с Аурами абсолютно иная по тактике, но при этом не менее слабая. Тут некий симбиоз контрольной колоды с элеменами кардэдвантеджа от каста всевозможных Аура спеллов.

Тут главной задачей является накачка основных атакующих существ и их спасение от ремувлов оппонента. Именно для этих целей в колоде лежат Альсеид Щедрости Жизни (Alseid of Life's Bounty) и Самоотверженный Спаситель (Selfless Savior), которые могут в сложный момент защитить нужное нам существо, а когда потребует ситуация, то и сделать наше существо неблокируемым, как и от 🙋 Эфирный Тоннель (Aether Tunnel).
Колода в целом выглядит достаточно сильной, но при этом немного однообразна и достаточно странно играет с некоторыми агро колодами. Да и порой складывается впечатление, что колоде иногда не просто соперничать с высоким уровнем угроз для существ. Против контроля ей же нужно играть на более скоростном уровне, что не всегда получается. Так что тут многое опять зависит от действий оппонента и того, что нам было дано в начальную руку.
Подводя итог по формату Хисторик надо отметить, что он всегда давал большие возможности для создания крайне эффективных и новых по стилю игры колод. С выходом новых сетов и дополнительных карт формат регулярно получает отличные обновления. Разумеется некоторые из этих карт будут с механиками, которые работают только в цифровой версии игры, но при этом надо помнить, что это единственный на данный момент «вечный» неротируемый формат с возможностью играть полностью собранной колодой («constructed»), который позволяет играть в Арене всеми доступными в ней картами. Сам формат имеет свой собственный банлист. А ранее изданные в реале сеты в скором времени появятся и онлайн, но уже видимо чуть-чуть позднее. Благодарю всех за прочтение и желаю всем успехов в игре!